Меню
Услуги и информация
+7 495 205 3545
Пн — Сб с 8:00 до 22:00
+7 926 004 0354
Звоните, пишите
Залинейный переулок, дом 6
Обратный звонок
Перезвоним за 10 мин
Записаться в сервис
На удобное время
Пока вы ждёте
в нашем сервисе есть кое-что для вас
Wi-Fi
ТВ
Кофе
Пресса
Диван
Такси
Лайкни нас
и получи скидку – 1% на услуги

Причины, признаки и последствия перегрева двигателя

Не любите лето из-за постоянных проблем с перегревом двигателя? Попав в пробку, не отрываете взгляда от стрелки контроля температуры и силой взгляда пытаетесь вытолкнуть ее из красной зоны? А вы не задумывались, что причина чрезмерного нагрева мотора может крыться в банальной невнимательности и неисправностях, определить и устранить которые проще простого.

Надеюсь, никому не нужно объяснять, что любая машина (мы сейчас не говорим об электромобилях) движется за счет сгорания топлива. Бензин-соляра горит, колеса крутятся, двигатель греется. И это нормально.

По аналогии с организмом человека, температура 36,6 оптимальна для жизнедеятельности. 38 градусов свидетельствует об инфекционных процессах, а уже 42 становятся причиной смерти. Все это справедливо и для автомобиля, правда, с несколько иными температурными параметрами. И не стоит пенять на аномальную жару летом, пробки, невозможность обогнать караван длинномеров на затяжном подъеме. Если ваш автомобиль закипел, значит для этого были объективные предпосылки.

Все причины перегрева двигателя можно классифицировать в соответствии со следующим перечнем:

  1. Неисправности системы охлаждения.
  2. Выход из строя или неполадки в других системах.
  3. Применение некачественных или несовместимых горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.
  4. Неправильная регулировка режимов работы зажигания и газораспределения.
  5. Некачественная прокладка между рулем и сиденьем.

Кстати, именно последней причиной можно объяснить практически все предыдущие. Если водитель не чувствует машину, не обращает внимания на изменение ее поведения, не имеет привычки заглядывать под капот время от времени, не стоит пенять на предрасположенность двигателя к перегреву.

Нет желания тратиться на «капиталку» двигателя, а сумма на такой ремонт понадобится немалая, учитесь не допускать перегрева. Ведь это несложно.

Признаки перегрева двигателя

Когда из-под капота пошел пар, это уже не признак (и в то же время — признак), а последствия перегрева. Если вы допустили такую ситуацию, значит были слепы и глухи на протяжении 30–40 минут, предшествовавших событию. А ведь ваша машина просто кричала на доступном ей языке: «Хозяин, аларм, ахтунг, тревога!».

Основные признаки и предвестники скорого закипания охлаждающей жидкости и перегрева мотора:

  • Стрелка индикатора зашла в красную зону и уверенно показывает увеличение температуры до критического предела. Стоит отметить, индикация контрольными лампами (светодиодами) менее информативна. Обычно красный огонек загорается уже при наличии серьезных проблем. Поэтому его появление должно стать сигналом к экстренным мерам.
  • Существенное понижение мощности, машина начинает тупить, не хочет набирать обороты, хуже реагирует на педаль газа.
  • Звук работающего двигателя стал суше, жестче. При значительном перегреве появляется характерный цокот пальцев.

Ну а если услышали отчетливые металлический стук, знайте, двигатель на исходе и поездка в сервис гарантирована однозначно.

Обращайте внимание на любые изменения в звучании двигателя и тяговитости. Особенно это актуально при движении в постоянных пробках и на затяжных подъемах (привет Крыму!). Будете внимательны к своей машине, не придется тратится на дорогой капитальный ремонт.

Возможные последствия перегрева двигателя

Степень повреждения двигателя, а, следовательно, и стоимость ремонта, будут зависеть от того, насколько был перегрет агрегат. Можно различить 3 основных стадии перегрева:

  • Незначительный перегрев — проявляется при эксплуатации машины в течение 5–10 минут с момента поднятия температуры до критического значения. Как правило, особых последствий не вызывает, возможно появление нагара на деталях цилиндро-поршневой группы. Новые автомобили практически не замечают таких проблем. Именно поэтому важно принять меры по устранению перегрева на этом этапе. Если время будет упущено, последствия будут более печальными.
  • Средний перегрев проявляется уже через 15–20 минут. Среди основных проблем можно выделить деформацию и растрескивание ГБЦ, прогар межкольцевых перегородок, разрушение сальников, вызывающее утечки масла, выход из строя прокладки головки. Устранение неисправностей такого типа относится к среднему ремонту и может занять от 3 до 6 дней. В крайних случаях придется задуматься о замене ГБЦ.
  • Сильный перегрев можно сравнить с инфарктом миокарда. Допустили такую ситуацию? Тогда радуйтесь, что машина не сгорела, хотя последствия будут не менее печальными — разрушение элементов цилиндро-поршневой группы, утрата маслом своих смазывающих свойств, влекущее за собой выход из строя других деталей двигателя, плавление шатунных и коренных вкладышей, разрыв коленвала, пробой стенок блока поршнем. И это далеко не полный перечень проблем. В отдельных случаях проще и дешевле будет купить новый (б/у, контрактный) двигатель, чем отремонтировать перегретый.

Не хотите таких последствий, тогда учитесь определять и предупреждать причины, повлекшие перегрев.

Неисправности системы охлаждения

Наиболее обширная группа причин, способная привести к «закипанию» даже зимой. Более 60% перегревов связаны именно с проблемами в этой системе. Остановимся на основных из них.

Недостаточный уровень охлаждающей жидкости

Не зря советуют перед каждой поездкой, особенно в летний период, проверить наличие и уровни всех технических жидкостей, применяемых в автомобиле. Кстати, определить недостаточный уровень антифриза можно и по косвенным признакам. Например, в этом случае ухудшается работа печки, правда, летом ее никто не включает.

В большинстве случаев причина кроется в утечках по шлангам, в местах соединения с элементами двигателя. Определить проблему достаточно просто даже при обычном визуальном осмотре. Следы потеков, белые пятна на поверхностях. В отдельных случаях жидкость может уходить и внутрь двигателя. Об этом будет свидетельствовать наличие эмульсии («кофе с молоком») на щупе для проверки уровня масла, да и сама охлаждающая жидкость поменяет свой цвет, что хорошо можно рассмотреть в расширительном бачке.

Возьмите за правило, всегда возить с собой небольшую канистру с антифризом или другой охлаждающей жидкостью, которой вы постоянно пользуетесь (совет для чайников и параноиков).

Проблемы с помпой

Для обеспечения циркуляции жидкостей в системе охлаждения используется специальная помпа. При выходе ее из строя скорость движения охлаждающей жидкости существенно уменьшается. В результате она не в силах обеспечить отвод всей выделяемой тепловой энергии.

Причин поломок может быть множество — от плохого натяжения приводного ремня, до рассыпавшихся подшипников и сорванной крыльчатки. В большинстве случаев определить неисправность можно только при разборке устройства. Исключение составляют прослабленный ремень и разрушение подшипника, которое можно диагностировать по появившемуся люфту.

Неисправности термостата

На этот капризный узел приходится более половины проблем с системой охлаждения, приводящих к перегреву «движка». При невысокой температуре двигателя тосол движется по малому кругу, без участия радиатора. При нагреве жидкости до 80–90 градусов термостат открывается и отправляет ее для дополнительного охлаждения в радиатор. Если этого не случается, то тепловая энергия накапливается в двигателе и приводит к довольно быстрому перегреву. При стечении определенных обстоятельств достаточно всего нескольких минут работы в режимах с повышенной нагрузкой для «закипания» системы.

Термостат обычно не подлежит ремонту — не эффективно, проще заменить. Определить поломку этого устройства можно и без демонтажа. Для этого просто оцените температуру нижнего патрубка радиатора. Если он холодный (сравнительно, конечно), то тосол явно циркулирует по малому кругу и это стало основной причиной перегрева. Убедиться в работоспособности термостата можно и более точно. Для этого снимите его, нагрейте воду до 90–100 градусов и опустите в нее термостат и посмотрите на момент открытия.

Кстати, неисправность термостата может стать и причиной того, что двигатель не нагревается до оптимальной температуры. В этом случае его просто заклинило в положении на циркуляции по большому кругу. При таком раскладе вас также ждут неприятности в виде снижения мощности и более быстрого износа деталей двигателя. Поэтому уделяйте исправности термостата особое внимание. Чаще всего нарекания на его работу возникают при использовании в качестве охлаждающей жидкости простой воды. Повышенная жесткость, наличие минеральных примесей приводят к усиленному отложению солей на внутренних поверхностях термостата. При работе в таких условиях он может выйти из строя буквально через пару тысяч километров пробега.

Проблемы с радиатором и другими устройствами системы воздушного охлаждения

Если говорить о технической стороне вопроса, то на первый план выходят неисправности привода вентилятора. Слабо натянутый ремень или проблемы в электрической части. В любом случае, вентилятор не крутится вообще или с необходимой скоростью, поэтому не может обеспечить отвод тепла. Особенно ощутимо это при езде на небольшой скорости, например, в московских пробках. Такой тип неисправности несложно определить при визуальном осмотре, крыльчатка просто не крутится или вращается с большой неохотой.

Немало проблем доставит и вышедший из строя датчик температуры, по сигналу которого электрический вентилятор запускается в работу. Причина может крыться и большом количестве накипи и других отложений на внутренних поверхностях радиатора.

Другая проблема связана с банальной невнимательностью и пренебрежительным отношением к своей машине. Забытая зимняя заслонка, перекрывающая поток воздуха, мусор, листья, облепившие вся поверхность радиатора. Все это ухудшает теплоотдачу устройства. А ведь для устранения этих причин не требуется много времени и усилий. Просто будьте внимательней, особая диагностика для выявления такой проблемы не потребуется.

Перегрев, вызванный неполадками в других системах

Под эту категорию попадает не менее внушительный список причин. Казалось бы, система охлаждения в порядке, жары особой нет, да и в пробках не пришлось стоять. А все равно кипит. При таком раскладе ищите причину по следующим направлениям.

Прогар прокладки ГБЦ

В этом случае охлаждающая жидкость просто уходит в двигатель, а оставшаяся усиленно нагревается за счет попадающих в нее отработанных высокотемпературных газов. Все это приводит к недостаточному охлаждению блока, что и становится причиной перегрева. Первым признаком такой проблемы можно считать постоянно увеличивающийся уровень масла, который можно просто увидеть/определить при регулярной проверке и появление пузырьков в расширительном бачке.

Кстати, попадание тосола в систему смазки двигателя может привести и к другим, не менее неприятным неисправностям. Вполне можно дождаться «стуканувшего» мотора, чинить который придется долго и дорого.

Прогар выпускных клапанов

В этом случае продукты сгорания топлива попадают в систему выпуска еще на стадии рабочего хода поршня. Высокая температура газов при такой ситуации и приводит к перегреву. Одним из признаков такой проблемы считают существенное снижение мощности двигателя. Косвенным свидетельством может стать появление черного дыма или даже появление устойчивого запаха бензина из выхлопной трубы, встречались на практике им такие случаи. Правда, не стоит воспринимать за несгоревшее топлива обычный конденсат, капающий в первоначальный момент после запуска. Более точную диагностику можно выполнить только в условиях сервиса.

Забитые внутренние каналы блока и ГБЦ

Через забитые каналы проходит недостаточное для охлаждения количество жидкости. В дополнение к этому, именно эта причина становится выходом из строя помпы, она просто не в силах протолкнуть тосол из-за уменьшения сечения. Диагностировать неисправности такого типа можно только в профессиональном сервисе с применением специального оборудования.

Такая проблема чаще всего случается вследствие применения простой воды или смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей. Помните, все они имеют различный цвет совсем не зря, учитывайте это при покупке новой емкости.

Усиленный нагрев двигателя могут вызвать и другие неисправности двигателя — заклинившие тормозные колодки, неправильная работа АБС и др. Все это увеличивает нагрузку на мотор. Разобраться в проблемах такого рода можно только при всесторонней диагностике.

Применение некачественного топлива

С этой причиной сегодня можно столкнуться гораздо реже чем в былые времена, спасибо контролю качества топлива на автозаправочных станциях. Но подобная ситуация, особенно на периферии, еще встречается.

Нестабильная работа двигателя, невозможность полного сгорания горючего, падение мощности и соответственно возросшая нагрузка, детонационные процессы. Все это влечет за собой существенное повышение температуры блока. При малейшей предрасположенности (нарушения в системе охлаждения) возникает перегрев, причем он может достичь критических масштабов.

Основные признаки того, что на заправке вы приобрели серьезные неприятности:

  • Нестабильная работа двигателя. Дергается, троит, норовит заглохнуть, особенно на холостых.
  • Изменился цвет выхлопных газов. В отдельных случаях создается ощущение, что у тебя не обычная легковушка, а груженный по полной дизельный длинномер.
  • Машина начала тупить, никак не хочет набирать обороты, а о резком ускорении можно забыть совсем.

Кстати, в таких ситуациях обратите внимание на топливный фильтр. Значительный объем отсепарированной воды, механические примеси, которые буквально забили устройство буквально через несколько километров после заправки. Все это говорит о низком качестве залитого топлива.

В такой ситуации не рискуйте, замените топливо, гораздо дешевле будет заправить бак по новой, ремонт обойдется гораздо дороже.

Неправильная регулировка систем зажигания и газораспределения

Да, и эти системы вносят свой негативный вклад в повышение температуры до критических пределов. Поэтому доверяйте регулировку только профессиональным мотористам, которые знают машину и ее особенности как свои 5 пальцев.

Чаще всего проблемы возникают из-за установки неправильного опережения. Сгорание топлива в несоответствующее время ведет к удалению отработанных газов еще в высокотемпературном состоянии. В результате получаем картину, которая во многом схожа с ситуацией с прогоревшими клапанами.

Подобный эффект дает и неправильная регулировка газораспределительного механизма. Если цепь перескочит на 1 зуб, ничего критического не произойдет, хотя такая ситуация так же нежелательна. А если смещение будет больше, тогда вся система будет работать в нестандартном режиме. Это ведет не только к перегреву, но и к снижению мощности двигателя. Выявить неисправности такого рода можно только при детальной диагностике.

Похожее действие оказывает и подача слишком обедненной или обогащенной смеси. Определить эти отклонения можно при простом осмотре свечей. Сухие белые свечи говорят о недостатке топлива, а залитые о его переизбытке.

Мастерство водителя

Теперь несколько слов об упомянутой прокладке. Учитесь чувствовать машину, относитесь к ней, как к живому существу. Вам бы понравилось постоянно работать в режиме с критическими нагрузками? Не стоит насиловать двигатель, вжимая педаль в пол, особенно при низких оборотах. Старайтесь избегать ситуаций с длительным буксованием, резкими ускорениями, в которых нет смысла. Поверьте, машина вас отблагодарит надежностью и исправной работой в любых ситуациях.

Еще один момент, характерный для летних поездок на дачу. Не стремитесь увезти все и сразу, легковушка не предназначена для этого. Хотите заняться грузоперевозками, купите Газель. Правда, гарантии того, что она не закипит тоже не даст никто, есть такая конструктивная предрасположенность.

Основная проблема заключается в том, что автомобиль просто не в состоянии обеспечить поездку с перегрузом на высоких скоростях. В результате получаем работу двигателя в критических режимах, ему ведь тяжело все-таки, он не был готов к таким испытаниям. Недостаточный для эффективного охлаждения радиатора поток встречного воздуха. А если все это еще сопровождается и другими проблемами в системе охлаждения, которые в некоторой степени свойственны любой машине, то все предпосылки для перегрева становятся очевидными.

В общем, относитесь к своей машине с пониманием, прислушивайтесь к ее поведению. Это позволит существенно сэкономить на ремонтах.

Что делать при перегреве машины

Если уж беда случилась, старайтесь не усугублять проблему. При появлении первых признаков перегрева прижмитесь к обочине, остановитесь, включите аварийку. Алгоритм действий в такой ситуации следующий:

  • При слабом перегреве не стоит глушить двигатель сразу, пусть он поработает на холостых оборотах пару минут. Для того чтобы увеличить отвод тепла, включите печку, это поможет стабилизировать температуру быстрей. Только после этого можно остановить мотор.
  • При среднем или сильном перегреве глушите двигатель немедленно, не дайте развиться необратимым процессам.
  • Для начала просто откройте капот для притока дополнительного свежего воздуха. Больше ничего в течение первых 15–20 минут делать не стоит, дайте двигателю остыть в естественных условиях.
  • Не стоит сразу открывать крышку радиатора или расширительного бачка. Большая вероятность получить ожог под воздействием пара. Кроме того, при открытии пробки радиатора вы снижаете давление охлаждающей жидкости в системе, что уменьшает температуру ее кипения. В результате тосол закипает повторно, усугубляя ситуацию.
  • Не стоит и доливать жидкость сразу же после остановки. Дело в том, что резкое охлаждение нагретых деталей и узлов приводит к их деформации, после чего поможет только замена поврежденных элементов. Пополняйте систему только при немного остывшем двигателе.
  • Постарайтесь выяснить и устранить причину перегрева, воспользовавшись приведенными советами. Если проблему устранить не удается, добро пожаловать в сервис. В особо сложных случаях даже стоит воспользоваться услугами эвакуатора, не стоит проверять двигатель на прочность — это дорогое удовольствие.

Надеемся наши советы помогут вам обойтись без дорогостоящего капитального ремонта двигателя. А если еще и научитесь чувствовать и слушать свою машину, вероятность перегрева снизится в 2-3 раза. Примите это к сведению.

Задавайте вопросы ниже, постараемся на них ответить. Если у вас экстренная ситуация, позвоните нам, попробуем помочь вам дельным советом.

Удачи на дорогах в любых ситуациях!

Эту страницу никто не комментировал. Станьте первым!
Пишите грамотно — по правилам русского языка.
Добавить комментарий
Обратный звонок
Запись в сервис
Запись работает в тестовом режиме и требует подтверждения по телефону!
Заказ услуг